книги Егидеса на Озоне НАЧАЛО
ВВЕДЕНИЕ
О ДОГОВОРАХ
ПРЕВОСХОДСТВО
ОЦЕНИВАНИЕ
ОБВИНЕНИЕ
НАЗИДАТЕЛЬНОСТЬ
КАТЕГОРИЧНОСТЬ
НЕБЛАГОДАРНОСТЬ
ПЕРЕБИВАНИЕ
АВТОРИТАРНОСТЬ
ОСМЕЯНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ССЫЛКИ

Rambler's Top100

    ЕЩЁ о НЕКОТОРЫХ КОНФЛИКТОГЕНАХ

    Итак, мы с вами познакомились с основными общенческими потребностями человека, с тем, что способствует их удовлетворению, а что препятствует. Безусловно, список этот не полный. Он оставляет большие возможности каждому из вас для того, чтобы вы сами дополнили его теми своими жизненными наблюдениями, которые представляются вам наиболее важными.

    Вот ещё несколько примеров.

    Потребность в информации. Каждый человек чувствует себя неуютно, если ощущает некоторый недостаток информации о ситуации, в которой он находится. Конфликтогенными по отношению к потребности в информации выступают такие действия как сокрытие информации, дезинформация, т.е. обман — это самые очевидные. Кроме того, можно выделить и такие как, например, навязывание собеседнику недоступного стиля речи. Если в разговоре с коллегой вы сыплете терминами, которых он не знает, то, с одной стороны, вы как бы отсекаете его от важной для него информации, а с другой— вызываете у него чувство неполноценности, унижения. Так же действует и некоторая таинственность, часто проявляющаяся в дружеском общении: вот двое друзей перешептываются, переглядываются, давая тем самым понять окружающим, что их связывает некая тайна, что они состоят в каком-то "заговоре посвящённых". Это нервирует других членов группы, т.к. многим кажется, что эти двое говорят что-то именно о них, что затевается какой-то подвох и т.д. Кроме того, в их присутствии остальные чувствуют себя "непосвящёнными", как бы людьми второго сорта.

    Синтонным по отношению к этой общенческой потребности является активная гласность, информирование, безобманность, стремление к ясности высказываний для партнера.

    Потребность во внимании. Эта потребность проявляется у разных людей по-разному. У некоторых — это желание сконцентрировать на себе внимание окружающих. Для таких людей конфликтогенное значение имеет отнятие у них внимания окружающих, заслонение их своей собственной персоной, ну а синтонно, естественно, подчёркнутое внимание, помощь в завоевании внимания других и т.д. Но есть люди, для которых эта потребность выступает скорее как желание противоположное (это, естественно, относится к низкоэнергетичным психотипам) — стушеваться, остаться в тени, быть не замеченным. Для этих людей конфликтогенным будет как раз противоположное — сосредоточение внимания окружающих на человеке помимо его воли. Помочь такому человеку уйти в тень, переключить внимание других на себя, как бы заслонить его — вот что для него окажется синтонным.

    Среди общенческих потребностей есть и такая как потребность в уходе от общения. Её тоже нужно уважать, и конфликтогенной по отношению к ней будет навязывание своего общества. Необходимо учиться, тренироваться в понимании людей с тем, чтобы действовать синтонно с ними — не уходить от общения из чувства ложной скромности, если партнер настроен на общение — он не поймет это как вашу скромность, а поймет как невнимание к себе и нежелание с ним контактировать. Так может получиться, что два человека, оба настроенные на контакт разойдутся обиженными, т.к. каждый стеснялся навязывать свое общество, а другой истолковывал его стеснение как нежелание общаться, как холодность. Но также необходимо научиться понимать и противоположное состояние партнера, когда он общается лишь из вежливости и самое лучшее — это оставить его в покое.

    Известно также, что острым конфликтогеном оказывается плагиат. Это касается не только литературного творчества, но и устного. Если вы запомнили чужую мысль или меткое слово, а затем в разговоре пользуетесь ими, не оговариваясь, что это придумал такой-то или "как точно подметил такой-то", то это может быть чревато конфликтом. Если же вы, наоборот, часто прибегаете к цитированию, не забываете упомянуть тех, чьи слова воспроизводите, то это будет синтонно по отношению к окружающим.

    Ну что ж, на этом, мы, пожалуй, закончим перечисление общенческих потребностей и связанных с ними триад конфликтоген-нейтрал-синтон, оставляя вам простор для собственного общенческого творчества.

    РЕЗЮМЕ

    Тренируйтесь в понимании общенческих потребностей человека.

    Узнавайте конфликтогены "в лицо".

    Помните, что избавиться от употребления конфликтогенов гораздо легче, чем начать подавать синтоны.

    Старайтесь в общении действовать по принципу "если не я, то кто же?", не ждать синтонности от других, а начинать с неё самим.

    Не жалейте сил для создания вокруг себя атмосферы психологического комфорта. Имеет смысл перед глазами держать следующую табличку:

КАК РАСПОЛАГАТЬ К СЕБЕ ЛЮДЕЙ

КОНФЛИКТОГЕННОЕ коммуникативное поведение НЕЙТРАЛЬНОЕ коммуникативное поведение СИНТОННОЕ коммуникативное поведение
обязан, но не сделал обязан и сделал не обязан, а сделал
должен, но не сделал должен и сделал не должен, а сделал
должен по межличностному договору, но не сделал должен по межличностному договору и сделал не должен по межличностному договору, а сделал сверх договора
обесценивание благодеяния при ожидании благодарности пассивная благодарность активное выражение благодарности, несмотря на то, что её не ждут
отрицательная оценка отсутствие оценок или объединённая отрицательная оценка положительная оценка в соответствии с желаемой пристройкой
обвинение объединение вины или отказ от обвинения снятие вины с партнёра, самообвинение
юмор на партнёра юмор на себя и на партнёра, отказ от юмора юмор без адреса и юмор на себя
категоричность, безаппеляционность не категоричность, но определённость приглашение к обсуждению
авторитарность отказ от авторитарности приглашению к совместному принятию решений
знаки неприятия нет знаков приятия и знаков неприятия знаки приятия
перебивать не перебивать дать себя перебить, активное слушание
таинственность вместо гласности отказ от таинственности активная гласность
тянуть одеяло внимания на себя ни то ни сё фокусировать на партнёре нужное ему внимание людей
грубый отказ от нужного партнёру общения деликатный уход от общения, пассивное общение щедро дарить своё общение
отрицательное "за глаза" ни то ни сё положительное "за глаза"

    Есть вопросы по прочитанному материалу? Задавайте их на форуме учебного центра "Синтон" . 

Назад Дальше

horizontal rule

НАЧАЛО ] ВВЕДЕНИЕ ] О ДОГОВОРАХ ] ПРЕВОСХОДСТВО ] ОЦЕНИВАНИЕ ] ОБВИНЕНИЕ ] НАЗИДАТЕЛЬНОСТЬ ] КАТЕГОРИЧНОСТЬ ] НЕБЛАГОДАРНОСТЬ ] ПЕРЕБИВАНИЕ ] АВТОРИТАРНОСТЬ ] ОСМЕЯНИЕ ] [ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ] ССЫЛКИ ]
Сайт создан на основе главы "Психотехника синтонного общения" книги А.П. Егидеса "Лабиринты общения", которую Вы можете заказать в интернет-магазине "оЗон". Для получения практических навыков синтонного общения обращайтесь в тренинговый центр Синтон, вопросы web-мастеру - info@sinton.ru